пятница, 26 октября 2012 г.


Цитата...


"У Голгофы свой воздух, и подвижники разных веков свидетельствуют: чем ближе ко Христу и к спасению, тем сильнее духовная брань.
Иконописец Павел Бусалаев вспоминает свой последний разговор с о. Василием: “Перед Пасхой 1993 года я был в потрясении от свалившихся на меня невероятных искушений. Рассказал о них о. Василию, и спрашиваю его: “Скажи, откуда столько ненависти и неизъяснимой злобы?” Отец Василий был спокоен и ответил по-монашески - из святых Отцов: “Ты же знаешь, что сказано, - каждый, любящий Бога, должен лично встретиться с духами зла. И сказано это не про святых, а про обыкновенных людей, вроде нас с тобой". Тут я успокоился и не запомнил, что о. Василий в точности сказал дальше, но запомнил поразившую меня мысль. Потому что о. Василий сделал жест рукой, означающий движение по восходящей, и сказал кратко то, что я могу передать так: каждый, любящий Бога, должен лично встретиться с духами зла. И чем сильнее любовь, тем яростней брань, пока на высшей точке этой нарастающей брани на бой с человеком, любящим Бога, не выйдет главный дух ада - сатана”.

Новомученики Оптинские, иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт, молите Бога о нас, грешных!   

"о. Василий записывал в те дни в дневнике: “Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить это учение Евангелия. Необходимо благоговеть перед непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных. Отчего же наш дух возмущается против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога, как Бога”.

"о. Ферапонт был искусным поваром, наши оптинские непрофессиональные поварихи даже не догадывались. И на своем первом послушании в трапезной для паломников он стоял на раздаче, был кухонным рабочим, как говорили в старину, “слугою за все”. В 1990 году в монастыре только начали строить трапезную для паломников, и о. Ферапонт настилал в ней полы. А тогда трапезничали в женской гостинице. Пока монастырь был маленький, как-то справлялись. Но к 1990 году монастырь разросся, и трапезная стала “горячей точкой”. Не хватало всего - мест, посуды, еды, а главное смирения. Обедали едва ли не в пять смен, и в долгой очереди кто-то, бывало, начинал роптать: “Сколько можно ждать? Мы на послушание опаздываем!” Надо было видеть, как пунцово краснел тогда о. Ферапонт, бросаясь обслуживать ропотников в первую очередь. Из опыта работы в церкви он уже знал: смиренные умеют ждать, а гордость гневлива. И он старался водворить мир"



"о.Ферапонт выискивал и конспектировал все об Иисусовой молитве. У него была груда пухлых блокнотов с выписками. А однажды он отложил их в сторону и сказал: “Все это делом надо проходить”. Так он и святых Отцов изучал. Прочтет книгу, выпишет оттуда что-то главное и повесит эту выписку на стене, часто перечитывая ее. У него все стены в келье были в выписках. Все мы читали, наверно, одни и те же книги о монашестве, а о. Ферапонт прочел и исполнил.
Уцелела лишь малая часть таких записок, и все же приведем их, чтобы понять, каким был духовный труд инока.
Келейное правило Оптинских подвижников.

Читается все на славянском языке.
1. Две кафизмы.
2. Две главы из Апостолов.
3. Главу из Евангелия и Помянник.
4. Пятисотницу на вечер после благословения перед сном, в 9 -10 часов.
Ежедневно: “Заступнице Усердная”..., затем 90 псалом и “Богородице, Дево, радуйся” 24 раза.

Преподобный Паисий Величковский:
Если хочешь победить страсти, то отсеки сласти.
Если удержишь чрево, войдешь в рай.
Когда кто познает душевную и телесную силу изнеможения, то вскоре получит покой от страстей.
Покой и сластолюбие - бесовские удицы, которыми бесы ловят души иноков на погибель.
Нечистота сердца - блудная сласть и сердечное греховное разгорячение.
Нечистота тела - падение на деле во грех.

Нечистота ума - скверные помыслы. От разж-жения плоти восстают мысли и оскверняется ум, от мыслей - сердце, а через это благодать удаляется и нечистые духи имеют дерзость властвовать над нами, понуждают плоть на страсти и направляют ум, куда хотят.
Соединяемая с постом молитва (трезвенная) опаляет бесов.
* * *
Довольно нам о себе заботиться только, о своем спасении. К братнему же недостатку, видя и слыша, относись как глухой, слепой и немой - не видя, не слыша и не говоря, не показывая себя мудрым; но к себе будь внимателен, рассудителен и прозорлив.
* * *
Когда хоронили епископа Игнатия Брянчанинова, то пели Ангелы: “Архиерею Божий, Святителю отче Игнатие”.
“Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человеычеству, не сознающему своего горестного падения. Для спасения необходимо отречение от греха, но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души, отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменять свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. “Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает” (Ин. 8,47) Аминь”. (Свт.Игнатий Брянчанинов).
* * *
Патрологические труды проф. И. В. Попова
Естественный нравственный закон - внутреннее побуждение к лучшей жизни.
“Поэтому кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечет все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние” (авва Исайя).
* * *
“Совершенство состоит в том, чтобы не рабски, не по страху наказания удаляться от порочной жизни и не по надежде наград делать добро, с какими-то условиями и договорами, торгуя добродетельной жизнью, но теряя из виду все, даже что по обетованию соблюдается надежде, одно только представлять себе страшным - лишиться Божией дружбы, и одно только признавать драгоценным и вожделенным - соделаться Божиим другом. Это, по-моему, и есть совершенство в жизни”.
(Свт. Григорий Нисский).

О полезности молчания блаженный Диадох свидетельствует так: “Как двери в бане, часто отворяемые, скоро выпускают жар, так и душа, если она желает часто говорить, то хотя бы говорит и доброе, теряет соответственную теплоту через дверь языка”.
* * *
“Как невозможно - видеть глазу без света, или говорить без языка... так без Иисуса невозможно спастись, или войти в Небесное Царство”.
* * *
“Господь требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими. Но чтобы искоренить грех и живущее в нас зло, то сие может быть совершено только Божиею силою. Ибо не дано и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы - в твоих это силах; а искоренить - Божие дело”. (Преп. Макарий Египетский).
* * *
“Молчание есть тайна жизни будущего века”.
(Преп. Исаак Сирии). "


“Ангел в видении указал Антонию Великому на рукоделие как на средство против рассеяния утомившегося на молитве ума, - писал епископ Варнава (Беляев).- Святые Отцы для сего избирали занятия, которые можно делать машинально, механически, например, плетение корзинок, веревок, циновок (ср. вязание чулок дивеевскими блаженными)”.

"Когда инока Ферапонта поставили по послушанию на склад, один человек сказал: “Ох, и намучаетесь вы с о. Ферапонтом. Он же из прошлого века сбежал!” Сперва никто ничего не понял, но кое-что прояснилось потом. Пока монастырь был маленький, со склада выдавали по единому слову: “Отец эконом благословил”. Но монастырь разросся, и как раз в ту пору ввели новый порядок. Теперь, чтобы получать что-то со склада, надо было выписать накладную. Накладные были тогда непривычны, и кто-то пробовал хитрить, доказывая, что если ему не выдать немедленно, скажем, гвозди, то вся работа из-за “бюрократии” встанет. Инок Трофим, тоже работавший по послушанию на складе, поступал в таких случаях просто - весело бежал в бухгалтерию и, оформив накладную, тут же выдавал необходимое. Инок Ферапонт сначала выдавал, а потом шел в бухгалтерию за накладной. Ничего никогда у него со склада не пропало, но в бухгалтерии происходили “сцены”.
Бухгалтер Лидия вспоминает:“Начнешь ему пенять, что сначала надо выписать, а потом выдавать, а у самой сердце переворачивается. Как же переживал о. Ферапонт! Стоит, потупясь, и лишь тихо скажет: “Но мы же христиане. Как можно не доверять людям?” Он был человеком не от мира сего и такой чистоты, как хрустальный. Он жил по законам Евангелия, а это мученичество в наш век”. Разумеется, оформить накладную задним числом - это непорядок. Но, может, потому и появляются среди нас такие люди, как о. Ферапонт, чтобы напомнить об ином порядке: всего век назад в нашем отечестве купцы заключали многомиллионные сделки без всяких бумаг, но на доверии православных друг к другу. И страшная угроза: “Я тебя в порошок сотру” - означала вот что. Купец записывал долг мелом где-то на притолоке. И если случался злостный обман, то имя должника “стирали в порошок”. То есть просто стирали запись, уже не требуя возвращения долга и предавая обманщика Божиему Суду. Когда-то больше всего боялись греха и Божиего Суда"

Замечайте события вашей жизни, - говорил преподобный Оптинский старец Варсонофий. - Во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое откроется”

из книги Нины Александровны Павловой "Пасха Красная"

Электронная версия книги здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий