Впрочем,
для V века, еще не знавшего женщин в политике, бизнесе и школе, вопрос
Августина «для чего?» был максимально конкретен. К тому же Блаженный
Августин не только не знал еврейского языка, но и не был знаком с
греческим текстом Библии. Вслед за ним, имея в распоряжении только
латинскую Вульгату* того же мнения придерживается Фома Аквинский и вся
западная богословская мысль.
Такое «специфическое» понимание одного-единственного слова Библии определило в западной культуре и отношение к женщине.
В
самом деле, какую еще помощь Ева может оказать Адаму, ведь она уступает
ему в силе? Поэтому западные богословы единственное объяснение слову
«помощник» находили в принципе деторождения. А для чего же еще, как не
для рождения детей создана Ева? Жена сотворена не иначе, как чтобы муж
господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение, —
добавляют Августин и Фома Аквинский.
Чтобы разобраться, о чем
действительно идет речь, вернемся к тексту Библии. Еврейский оригинал
книги Бытия повествует далеко не о «помощнике». Употребленное здесь
слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем кажется на первый взгляд.
Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий
(1878–1972) предлагал переводить семитское «эцер» как «восполняющая
бытие». Ева выступает не просто помощницей, а «той, которая будет стоять
лицом к лицу с ним, с Адамом».
Мысль очень емкая: муж и жена
могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в
глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть
друг в друге всю красоту образа Божия. Это сама вечность, которая через
любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал
французский философ Габриель Марсель, сказать человеку:
«Я тебя люблю» — то же, что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Ибо, по слову апостола Павла, любовь никогда не перестает (1 Кор 13:8).
Иначе
говоря, речь идет не столько о помощи в труде и родовой функции, а о
восполнении самого бытия. Содействие же в труде, рождение потомства
мыслится, скорее, как последствие этого восполнения. Муж обладает тем,
чего не достает жене, а жена имеет то, что не хватает природе супруга.
Она та, через кого Он может стать чем-то большим. Он тот, посредством
кого Она вырастает в полную меру. Это различие — не взаимоотталкивающее,
а взаимодополняющее, взаимообогащающее. Они вместе только потому, что
различны.
Как писал в IV веке святитель Григорий Богослов, «Бог
совершил подлинно величайшее чудо, разделив корень и семя многообразной
жизни на две части и влил в недра обоих любовь, побудив их стремиться
друг к другу».
Увы, ни латинский, ни греческий переводы Библии не
передают в полноте удивительный смысл слова «эцер». Впрочем, восточные
богословы и не принимали то узкое представление о назначении женщины,
которое предлагает блаженный Августин, говоря о рождении детей. Среди
святоотеческих писаний встречаются мнения, по смыслу близкие к
еврейскому оригиналу. Так, греческие Отцы Церкви называли Еву не просто
детородительницей, но полноценным спутником Адама в его жизни. Она та, в
ком Адам созерцает самого себя, то есть его отражение, «alter ego».
В
какой-то момент и сам Августин начинает сомневаться в справедливости
своего суждения. Уже позже он говорит о некоей «святой дружбе» мужа и
жены.
Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы
происходит полное изменение человека, расширение его личности. Бог как
бы опосредованно — сначала через познание человеком мира (наречение
имен), а затем через взаимное познание мужчины и женщины — приводит
человека к полноте бытия.
Стыд есть страх
Но
действительность свидетельствует об обратном. И часто ответом на вопрос о
причинах расставания людей слышится: «были слишком разные». Почему же
эта разница между людьми, которая, согласно библейскому тексту, была
задумана Творцом, осознается нами как трагедия? Ответ находим уже в
третьей главе книги Бытия, где рассказывается о грехопадении. Грех
входит в жизнь первых людей и в мир. Адам и его жена не устояли в любви
Божией и лишаются Вечного вместе с вечностью. Именно здесь мы впервые
узнаем значение имени Ева. Роду человеческому грозит опасность навсегда
исчезнуть с лица земли — ведь бессмертие потеряно. Смерть входит в
природу человека. Адам в ужасе, он и весь род его обречен на гибель, и в
последней надежде он прозревает таинство родов и нарекает имя жене
своей. Отныне она — Ева (буквально с еврейского — жизнь), ибо стала
матерью всех живущих (Быт 3:20).
Это уже не «восполняющая бытие»,
не просто «Иша»*, а та, которая родит детей, даст роду человеческому
жизнь. Грех, согласно Библии, не только меняет социальные отношения мужа
и жены — он порождает и их отчужденность друг от друга, ломает их
природу, убивает в Еве ту, через которую Адам был призван расти. Адам
отныне перестает быть тем, через которого Ева стремится к полноте.
Теперь
их задача — продлить род, то есть воплотить для начала хотя бы один из
аспектов своих отношений. А подлинная человечность становится сложной
перспективой, ведь отныне между мужчиной и женщиной возникает чуждость,
страх, недоверие. Их некогда блаженная разность превращается в проблему,
а отношения теряют глубинный смысл.
Раньше они были оба наги,
Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2:25), теперь же открылись глаза у
них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали
себе опоясания (Быт 3:7). Но стыд появляется только там, где нет любви,
где существует чуждость. Мы стыдимся именно того взгляда, который
осознаем как чужой. Адам и Ева, выпав из тайны взаимной любви, обречены
на одиночество и взаимное недоверие. Отныне все, что будет происходить в
их мире, будет более похоже на битву, а не на восполнение бытия.
«Другой» отныне — мой враг, чужой и странный.
Как же здесь быть?
Неужели этот страшный разрыв неизлечим, неужели он — хроническое
заболевание? Евангелие со всей убедительностью заявляет обратное. Как в
Ветхом Завете величайшим чудом, венцом и смыслом творения выступает
брачная пара — Адам и Ева, так и в Новом Завете, свое первое чудо
Христос совершает на брачном пиру (см. Ин 2:1-11).
Очевидно, что
язык Священного Писания полагает параллели между этими событиями. Бог не
отвернулся от людей, не покинул и не оставил их навеки во взаимном
одиночестве. Эта перспектива роста, возвращение людей к полноте бытия и
общению по-прежнему осознается Библией как первостепенная. Ведь любовь
есть дар Божий. И именно любовь должна преодолеть пропасть, возникшую
между сынами Адама и дочерьми Евы.
И сказал: посему оставит
человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью,
так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того
человек да не разлучает (Мф 19:5-6).
Вместе и навсегда
В
мире, где разобщенность и противоположение осмысливается как норма, брак
действительно можно назвать чудом, превосходящим все естественные
состояния. Потому что пребывание в браке — это единственная возможность
двум совершенно разным людям, благодаря взаимной любви, стать едиными.
Апостол
Павел в Послании к Ефесянам называет отношения между мужчиной и
женщиной великой тайной, подобной отношению Христа и Его Церкви (см. Еф
5:21-33). Жизнь в браке апостол сравнивает с богообщением! Такая сильная
параллель свидетельствует о том, что любовь в браке является абсолютным
восстановлением потерянного восполнения.
Адам и Ева вместе
начинали жизнь на земле, в раю, вместе были изгнаны из рая, вместе
растили детей, пережили смерть Авеля от рук Каина и другие скорби,
выпавшие на их долю. Они даже вместе отошли в мир иной, и оба оказались в
аду. Эту горькую чашу потери первоначальной любви, богооставленности
Адам и Ева испили, не покинув друг друга, — это их глубочайший покаянный
шаг.
В православной традиции на иконе Воскресения Христова
изображено сошествие во ад Христа, Который выводит из преисподней… этих
двух людей, сохранивших верность друг другу до конца. Они вместе жили,
вместе умерли и вместе были спасены Христом. Речь идет уже не о двух
человеческих судьбах, но об одной судьбе двух людей, связанных
неразрывно, навечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий